Психологическое обоснование:В
начальных классах дети принимают учителя как некий авторитет, но скорее в силу его ролевой позиции. И если профессиональный авторитет учителя не был закреплен как что-то неотъемлемое, то по мере взросления ученика понятие авторитета педагога растворяется.
Ведущими мотивами общения
младших подростков является желание приобрести поддержку, одобрение учителя за обучение, поведение и школьную работу (по традициям младшего школьного возраста),
старшие подростки ожидают личностного общения на равных, признание учителем их взросления.
Несмотря на внешнюю, демонстративную ненужность мнения педагога для подростка, последний очень чувствителен к несправедливости, недоверию учителя. Отношение подростков к учебному предмету преимущественно проектируется от отношения к учителю.
В связи с расширением опыта и усложнением мыслительной деятельности подростка, он, воспринимая информацию от учителя, подвергает ее критическому анализу.
Важно помнить об особенностях подросткового возраста, где лень — последствие повышенной утомляемости, хамство и агрессия — попытки самоутвердиться и защитить себя, вычурная одежда и пирсинг — средство выражения своей уникальности, а нежелание учиться вызвано разрывом между мечтами и действиями.
Решение:Главная цель — установление
авторитета учителя перед учениками. Дети, как бы вызывающе они себя не вели, заинтересованы видеть рядом сильного и заботливого взрослого, которому можно доверять. Если учитель не вызывает доверия, но требует безусловного почтения, то реакция будет прямо противоположной.
ВАЖНО: не игнорировать, а наоборот заметить, если ребенок начинает себя так вести, спросить, почему; напомнить правила. Часто в таких ситуациях, проблему можно решить простым переключением внимания
Положительное подкрепление. Очень важно замечать и одобрять желательное поведение — альтернативное нежелательному. Старайтесь поддерживать не только результат, но и усилия учеников, особенно сложных. Когда дети видят, что учитель доброжелателен, что с ним не страшно ошибаться, думать, проявлять себя, то они ценят это и включаются в процесс. Детям тоже нужна точка опоры, и эта опора — наше внимание и доброе отношение.
Изменение мотивации. Устранение мотива к поступкам — это самый мягкий и эффективный способ избавления от нежелательного поведения. Важно понять, что именно происходит с ребёнком. Возможно, он не выполняет задания не потому, что лентяй, а потому что запустил и теперь не справляется. Грубит — чтобы скрыть неуверенность или доказать собственную значимость. Если найти этот «голод» и удовлетворить его по-доброму, то поведение постепенно начнет меняться. Постарайтесь увидеть в проблемном что-то хорошее и похвалите его. Только не нужно лицемерить. Дети обязательно считают неискренность, и станет только хуже. Никогда не врите и не заискивайте перед учениками.
Учителю, по утверждениям самих подростков, необходимы такие качества, как честность, гибкость, уважительность, умение слушать, любовь к работе, хорошее знание предмета и умение интересно объяснять — а значит, владеть различными методами обучения.
Оптимальным стилем взаимодействия учителя с подростками является демократический, сочетающий в себе поощрение подростков к самостоятельности, ответственности и коллегиальности и постоянный, требовательный контроль, справедливую оценку результатов учения. Подробнее о способах взаимодействия с подростками почитайте в этой статье:
https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/61150/